Данная статья посвящена рассмотрению образа научно-технического
прогресса в творчестве Павла Николаевича Филонова – одного из самых загадочных
художников русского авангарда. Концепция «аналитической живописи» мастера,
представленная в его теоретическом наследии, соединяет искусство и науку,
позволяя смотреть на его работы как на продукт художественно зафиксированной
мыслительной деятельности. Поэтому в качестве материала для исследования были
выбраны: 1) теоретические работы художника (письма, дневники, воспоминания
о нем); 2) художественные работы («Пир королей», 1913 г. и «Формула Космоса»,
1918–1919 гг.), фиксирующие развитие данной концепции. Методами исследования
выступили аналитический разбор текста и философско-искусствоведческий
анализ живописных произведений по методу В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой.
По результатам проведенного исследования был выявлен художественный образ,
связанный с пониманием Филоновым прогресса и эволюции человека, определены
некоторые иные смысловые слои его произведений