Материалов:
244 346

Репозиториев:
16

Авторов:
150 541

Новый координатор Плана S вступил в должность с оптимизмом

5d8de8558b8a872a536de00c

Йохан Рурек считает, что политики и спонсорские агентства наконец-то преследуют одну цель – открытый доступ к научным исследованиям

Члены Консорциума, реализующего План S, выбрали нового главного координатора: им стал профессор лингвистики из Лейденского университета Йохан Рурек (Johan Rooryck), который уже много лет является сторонником открытого доступа. По его мнению, инициатива европейских спонсорских агентств, известная как План S – это лучший шанс мира фундаментально изменить научное издательство.

Как пишет sciencebusiness.net, главная задача Йохана Рурека на должности координатора Плана S – это продвигать его по всему миру. В настоящий момент эту инициативу поддерживают 19 спонсорских агентств, большинство из них – европейские.

«Мы говорим об открытом доступе уже около 25 лет, но ситуация никогда не развивалась так, как люди хотели», – говорит Рурек. Как и другие сторонники открытого доступа, Рурек считает, что коммерческие издательства получают чрезмерно высокую прибыль, распространяя по подписке научные исследования, проведенные на средства налогоплательщиков.

План S же подразумевает, что с 2021 года спонсорские агентства, включая британский фонд Исследования и инновации (англ. Research and Innovation), ирландский Научный фонд (англ. Science Foundation Ireland), норвежский Исследовательский совет (англ. Research Council) и другие, будут требовать от получателей своих грантов публикации их научных статей в немедленном открытом доступе.

Йохан Рурек сократил свою нагрузку в Лейденском университете, чтобы сконцентрироваться на новых обязанностях. Ранее Рурек стал известен тем, что в 2015 году он убедил коллег по редакторскому совету лингвистического журнала Lingua, который издается Elsevier, уйти и открыть собственный лингвистический журнал по модели открытого доступа, который был назван Glossa.

Это был «шаг в никуда», говорит Рурек. Однако четыре года спустя журнал Glossa, который принадлежит научному сообществу, а не издательству, процветает. «Журнал Lingua публикует меньше материалов, чем мы, и они совершенно другого качества, – подчеркивает Йохан Рурек. – Мы живое доказательство того, что подписные журналы – не единственная модель, которая дает исследователям репутацию. Престиж можно переместить с одного журнала на другой».

Рурек признает, что реализация Плана S до 2021 года – это серьезная задача, но считает, что инициативам такого рода необходимо «ощущение срочности».

Международное сообщество уже заметило План S. Так, в декабре прошлого года китайские чиновники обещали свою поддержку этой инициативе, аналогичную позицию заняла Индия. США встретили План S менее радушно – там открытый доступ поддерживают отдельные университеты, но не правительственные агентства. Переговоры с иностранными спонсорскими агентствами и расширение Плана S «необходимо осуществлять с осторожностью», говорит Рурек. В то же время, на ближайшие несколько месяцев он уже запланировал пять иностранных командировок.

Рурек отдельно подчеркивает важность прозрачного ценообразования, когда речь идет о редакторских сборах за публикацию в открытом доступе. В этой области предстоит еще многое сделать, говорит он, поскольку цены значительно варьируются между научными дисциплинами. Речь пока не идет о сдерживании цен на публикацию в открытом доступе, но об открытой дискуссии о ценах на публикацию одной статьи.

Йохан Рурек знает, что будет трудно убедить критиков Плана S - исследователей, которые считают эту инициативу атакой на академическую свободу. «Самые убежденные критики Плана S – из научных областей с финансовым стимулом придерживаться статуса-кво», – утверждает Рурек. Запуск новых журналов – сложная задача, на реализацию которой требуется 4-5 лет. В случае с журналом Glossa, успех был основан на том, что Руреку удалось уговорить 30-35 коллег последовать за ним в новое издание. «Если есть один или два человека, которые сопротивляются, все пропало», – говорит Рурек.

 

 

Автор: Éanna Kelly

 
Источник: sciencebusiness.net