ценностно-смысловой направленности молодёжи. В качестве теоретикометодологической основы исследования выступили: теория личности
А. Маслоу, концепции ценностных ориентаций М. Рокича, Ш. Шварца и
У. Билски, Д.А. Леонтьева, М.С. Яницкого, И.Г. Сенина и др.; концепция
нарушений семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса, а
также исследования психологии подросткового и зрелого возраста
Г.С. Абрамовой, В.С. Мухиной, А.А. Реана, Г. Крайг и др. Для проведения
эмпирического исследования были использованы портретный
ценностный опросник, PVQ-RR; социально-психологические установки
личности; тест смысложизненных ориентаций, СЖО/PIL. В исследовании
приняло участие 115 человек в возрасте от 19 до 25 лет. В выборку вошли
57 девушек и 58 юношей, студенты вузов Москвы. Были выявлены
отдельные статистически достоверные отличительные особенности в
иерархии ценностей у юношей и девушек. Для девушек наиболее
значимыми выступили коммуникативно-эмоциональные ценности и
ориентация на процесс. Для юношей в качестве приоритетных являются
статусно-ролевые ценности, карьерно-прагматичные, материальные и
ориентация на результат. Гражданско-патриотические ценности
занимают в иерархии выраженности нижний ранг как у юношей, так и у
девушек. Результаты факторного анализа позволили более убедительно
охарактеризовать отличия в выраженности ценностей у юношей и
девушек. Проведенное исследование доказывает, с одной стороны,
размытость и стирание из самосознания молодых людей традиционных
базовых ценностей, непривлекательность гражданско-патриотических
ценностных ориентиров, а с другой – свидетельствует о некоторых
полоролевых отличиях в иерархии выраженности ценностных
приоритетов