В работе представлен ответ на вопрос как организация самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности на уроках английского языка влияет на развитие самообразовательной компетенции. Приводятся требования ФГОС и ЕГЭ к уровню овладения продуктивными видами иноязычной речевой деятельности обучающимися старших классов, раскрывается роль самостоятельной работы в активизации продуктивной речевой деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в старших классах. Характеризуются принципы и методы организации самостоятельной работы старшеклассников в процессе обучения продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Анализируется деятельность лицея города Екатеринбурга по организации самостоятельной работы старшеклассников при обучении продуктивным видам иноязычной речевой деятельности. Даются методические рекомендации по организации самостоятельной работы старшеклассников по овладению продуктивными видами иноязычной речевой деятельности и характеризуются результаты первичной и вторичной диагностики.