Национальное изобразительное искусство
в процессе формирования
и сохранения этнической идентичности
коренных малочисленных народов
(на примере хакасского
изобразительного искусства)
Статья посвящена рассмотрению различных исследовательских позиций относительно
понимания такого феномена, как культура. Определяется место культуры этнических групп в
современном плюралистическом обществе. Уникальность культуры коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока раскрывается посредством обращения
к исследованию хакасского изобразительного искусства. Главное внимание при этом
сосредоточено на специфике визуализации этнической темы в живописных и графических
произведениях искусства хакасских мастеров. Исследуя тенденцию обращения художников к
этнической теме, авторы охватывают всю историю развития изобразительного искусства в
Хакасии с 1920-х по 2000-е годы. Раскрывается специфика современного направления хакасского
изобразительного искусства «Сибирский авангард», его связь с визуализацией этнической
темы в творчестве художников. Обнаружив в основе художественного творчества хакасских
художников тенденцию обращения к архаическим формам культуры этноса, авторы
предлагают систематизацию произведений искусства с позиции национально-значимых
ценностей архаико-материальной и духовной культуры хакасского этноса, выраженных в
живописных и графических работах.