В статье приведен обзор по применению подшипников скольжения (ПС) в морском и под-
водном флоте из натуральной, самой плотной на планете древесины бакаута. Первые ПС в древ-
ности использовались в тележках, различном колесном транспорте. После появления парусни-
ков и пароходов подшипники скольжения стали интенсивно эксплуатироваться в судостроении.
Описаны дейдвудные подшипники валов гребных винтов морских судов дальнего плавания и
подлодок. Рассмотрены особенности применения подшипников скольжения в военно-морском
флоте и для турбин гидроэлектростанций. Выявлены главные преимущества бакаутовых под-
шипников скольжения перед ПС из других антифрикционных материалов. Представлена основ-
ная продукция фирмы «Woodex», выпускающей подшипники скольжения из горного клена.
Описаны способы повышения механических свойств древесины прессованием местных пород в
Беларуси и России и различные варианты изготовления из нее ПС. Приведена сравнительная ха-
рактеристика физико-механических свойств натуральной древесины бакаута и прессованной
древесины березы. Отмечена новая энерго-, ресурсосберегающая технология изготовления под-
шипников скольжения самосмазывающихся торцово-прессовым деформированием (ПСС ТПД)
древесных карточек во вкладыш и полуавтоматы для их производства. Показаны конструкции
подшипников скольжения, разработанные в Белорусском государственном университете транс-
порта. Описаны механизмы и их узлы трения, работающие в абразивно-агрессивных средах, в
которых испытаны и внедрены ПСС ТПД.