В статье рассмотрены основные проблемы развития лесного комплекса нашей страны, используемые в отрасли подходы в области планирования деятельности предприятий и экономического обоснования стратегий устойчивого роста.
Проведенные исследования показывают, что сегодня на многих предприятиях отрасли очень слабо используются современные инструменты стратегического управления, отсутствуют стратегические планы, недостаточно внимания уделяется повышению качества менеджмента и развитию электронного бизнеса. Это снижает потенциальные возможности и конкурентоспособность предприятий лесного комплекса на внутреннем и внешнем рынках. Усугубляют ситуацию
кризисные процессы и дефляционная экономика на мировых рынках. В данных условиях устойчивое развитие предприятий лесного комплекса главным образом определяется способностью использования инновационных подходов в области ресурсосбережения и снижения издержек, поддержания стратегического преимущества в ценах на продукцию лесной отрасли. В статье предложен механизм формирования и реализации стратегии бережливого производства в лесном комплексе, основанный на поддержании оптимальных запасов сырьевых ресурсов и готовой продукции, а также целенаправленном обучении персонала вопросам стратегического планирования и развития культуры ресурсосбережения. В целях поддержания баланса интересов собственников лесного бизнеса, сотрудников организаций и покупателей продукции
рекомендуется использование сбалансированной системы показателей, позволяющей комплексно оценивать эффективность работы предприятий отрасли, принимать своевременные корректирующие меры в отношении реализуемой стратегии и адаптировать систему менеджмента к изменениям окружающей среды.