В статье сделан обзор и анализ основных теоретических подходов к изучению детского чтения. Дано общее представление относительно современных точек зрения на процессы и механизмы чтения, социальные и социально-психологические особенности этого процесса. Рассмотрены основные современные концепции типологии читателя. Отражены исторические этапы становления методологии изучения детского чтения. Знание теоретических, технологических и организационных основ читательского развития будет способствовать более конструктивному, продуктивному и эффективному решению сложных задач сохранения и приумножения культуры чтения личности на основе взаимодействия социальных институтов. Выявлены объективные причины сложности и необходимости разработки современных подходов и новых методик к изучению детского чтения. Осознание проблем чтения как всемирных — важнейшее условие его изучения, осмысления его масштаба в разные периоды развития человечества, особенностей проявления в различных регионах и странах, понимания новых тенденций его развития. Следовательно, и изучать это явление необходимо в его единстве и многообразии. Необходимы глубокие сравнительные исследования, выявление национальных особенностей чтения, читательской деятельности и пр.