Особенность музеев системы высшего образования заключается в уникальном сочетании
музейных функций в совокупности с научной проблематикой научно-исследовательского
учреждения. Отсутствие четкой границы между процессом обучения, процессом
исследования и собственно музейной деятельностью является уникальным фактором,
влияющим на процесс подготовки высококвалифицированных специалистов высшей школы.
Являясь важной частью учебного и научного процесса, музеи высшей школы оказывают
влияние на социокультурное развитие региона, привнося в развитие общества науку,
культуру, историческую интерпретацию, приобретая значение многоуровневого учебного
пространства, общественного центра, где происходит взаимодействие различных
сфер культурной жизни. Появляются достаточно масштабные проекты и программы
на основе использования новых средств коммуникации и управленческих технологий,
поддерживаемые на национальном уровне, но стремящиеся выйти за пределы определенного
государства с целью повышения доступности культурного наследия, хранящегося в фондах
университетских музеев по всему миру. Примером может послужить междисциплинарное
исследование коллекций университетских музеев в Германии, веб-организация – POMUI в
Италии, система регулярного обновления профильных научных данных и тиражирование
видеоматериалов в различные учебные заведения (США). Еще один вектор современного
развития университетского музея задает направление в работе с посетителями,
охватывающее интересы различных категорий и групп населения, принцип многослойности
экспозиции.
Сегодня университетские музеи, неразрывно связанные и территориально, и идеологически
с университетами, выходят за пределы университетской среды за счет использования
современных информационных и экспозиционных технологий. В таком контексте
университетский музей становится уникальным по своей многофункциональности и
доступности местом для исследовательской и просветительской работы.