Объектом статьи выступает апофатика как феномен мировой художественной культуры. Предметом является апофатическая традиция, связанная со столкновением света вечернего и невечернего, образами-кодами «Тьма» и «Свет». Материалом для статьи явилось поэтическое творчество Аполлона Майкова, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения. Герменевтической реконструкции поддаются этосы жизни и смерти, мифологема вневременности в поздней лирике поэта, представляющего в литературе XIX века направление «чистое искусство». Большое внимание уделяется стихотворению «Ex tenebris lux», написанному за десять лет до смерти поэта. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание апофатической парадигмы данного текста. Проводятся параллели с персидской поэзией, суфийской традицией, в которой значим черный цвет в его амбивалентном выражении. У Майкова с черным цветом связано пороговое состояние лирического героя и выход из лиминальности. Обращаемся также к русскому фольклору, эстетике и поэтике волшебной сказки, в которой важен в нашем случае сюжет «три царства». Результаты исследования представляют ценность с культурфилософских позиций осмысления апофатики художественного космоса культуры, но также могут быть использованы и в преподавании курсов по русской литературе XIX века и философии.