расширенный поиск
Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2022-10-06T23:01:08Z
Цель работы – оценка степени расселения агрессивного чужеродного вида клена ясенелистного Acer negundo вдоль Транссибирской магистрали и определение основного вектора его инвазии. Инвентаризация «железнодорожной» флоры проводилась на Европейском, Уральско-Западносибирском, Байкальском, Амурском и Уссурийском участках Транссиба в 2020-2021 гг. Заложены площадки размером 100 м2 в следующих экотопах: а) на железнодорожном полотне, b) на откосах и c) на подошве железнодорожной насыпи в начале полосы отчуждения. За период исследования геоботанические описания были сделаны на 295 площадках. Клен ясенелистный успешно приспособился к специфическим экологическим условиям железных дорог и расселился по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. Ювенильные и молодые виргинильные особи этого вида отмечены более чем на трети описанных площадок. Численность площадок с наличием клена ясенелистного наиболее высока в Европейской части России. С продвижением в сибирские, более континентальные, регионы страны представленность клена на Транссибе снижается, а по мере усиления влияния муссонного климата, вновь возрастает. На полотне железной дороги произрастают только ювенильные экземпляры клена, и проективное покрытие вида невелико – до 1%. На откосах железной дороги отмечены деревца высотой 0,5–2,5 м, проективное покрытие на европейских участках Транссиба – от 1 до 70%, на сибирских континентальных – 2–5%, на уссурийском участке проективное покрытие вновь повышается до 1–40%. В полосе отчуждения по Транссибирской магистрали участие клена ясенелистного в фитоценозах относительно невелико: проективное * Исследования выполнены в рамках Государственного задания ГБС РАН № 19- 122042600141-3; при поддержке гранта РФФИ № 19-54-26010 © Виноградова Ю.К., Галкина М.А., Котенко О.В., Тохтарь В.К., Зеленкова В.Н., Курской А.Ю., 2022 Вестник Тверского государственного университета. Серия "Биология и экология". 2022. № 2 (66) - 101 - покрытие составляет в среднем 1–5%, редко 10%. С высокой долей вероятности можно предположить, что клен ясенелистный появляется на Транссибе не с прилегающих к железной дороге территорий, а в результате «дальнего заноса». Таким образом, расселение клена ясенелистного по Транссибирской магистрали тесно коррелирует с континентальностью климата: в Европейской России численность и проективное покрытие Acer negundo довольно высока, по мере продвижения в более континентальные регионы эти показатели снижаются, а затем по мере усиления влияния муссонного климата, вновь возрастают
Тип: Статья