Дата публикации: 2022
Дата публикации в реестре: 2022-11-01T15:20:53Z
Аннотация:Осуществлены комплексный анализ и описание коммуникативной психосемантики как универсального основания построения структурно-динамической модели когнитивно-ноэтического потенциала развития личности профессионала в современном образовательном процессе. Последовательно рассмотрены коммуникативные смыслообразующие процессы в основных качественных методах гуманитарных наук: герменевтике, феноменологии, контент-анализе и экспериментальной психосемантике. Показано, что релевантность этих методов зависит от учета в них аутентичных коммуникативных факторов. Для герменевтического понимания это универсальные факторы противоречий коммуникативной ситуации в силу удвоенности несовпадающих ожиданий и представлений у партнеров: с одной стороны, о предмете и его языковых репрезентациях; с другой – друг о друге и о том, как каждый из них себя представляет. Для феномено-логического погружения в непосредственно осознаваемые переживания это коммуникативной момент встречи с иным, неизвестным, которая порождает амбивалентную стресс-трансформацию. Именно она актуализирует интуитивно-креативный цикл пиковых переживаний: катарсис – импринтинг – экстаз – инсайт. Контент-анализ учитывает конкретные коммуникативные контексты, но нуждается в психосемантических контекстуальных маркерах. Коммуникативная психосемантика интегрирует все качественные смыслоориентированные методы исследования на базе коммуникабельности душевно-духовной жизни человека в русле структурно-динамической модели когнитивно-ноэтического потенциала развития личности. Интенциональный динамический вектор модели представлен в виде кумулятивного цикла интеграции качественных психологи-ческих модальностей: мотивация – перцепция – имагинация – эмоция. Трансцендентальный структурно-уровневый вектор коммуникативной психосемантики представлен холархическими уровнями: ценностно-смылословые образования – проблемные концептуальные целевые решения – конструктивные композиционные предметности – архетипические символические выразительные воплощения. Эта структурно-динамическая модель коммуникативной психосемантики переводится в эквивалентную модель 16 основных позиционных стратегий образовательного процесса, ориентированного на когнитивно-ноэтическое развитие профессионально-личностного потенциала человека.
Тип: статьи в журналах
Источник: Сибирский психологический журнал. 2022. № 85. С. 51-71