Дата публикации: 2023
Дата публикации в реестре: 2023-12-05T16:02:21Z
Аннотация:Проблема социокультурных и технологических трансформаций требует переосмысле-ния методологических оснований современного образования. Предлагается парадигма человеческой коммуникации в интегративном контексте актуальных общенаучных подходов – холодинамики и ноодинамики. Холодинамика проявляет многообразие естественного физического мира, а ноодинамика выражает все его смыслы; вместе же они являются сторонами единого коммуникативного процесса, источника смыслообразования во встречах человека с миром, другими и самим собой. Ноэзис акцентирует интуитивно-креативные моменты в коммуникации, а коммуникативное отношение порождает новые степени свободы, важные для когнитивно-смысловых сознательных возможностей личности, которые могут быть полноценно использованы в образовательных коммуникативных мирах университета и студента. Задача статьи – описать методологические, методические и проектные перспективы креативных экспериментов с конкретными проблемно-ориентированными программа-ми в контексте университетских миров. Для решения задачи в коммуникативной психосемантике выделено две размерности сознательных переживаний, доступных контент-анализу и построению полимодальных смысловых пространств вербальных и невербальных проявлений преподавателей и студентов – четыре холодинамических модальности интенциональных переживаний: a) мо-тивационных; b) перцептивных; c) имагинативных; d) эмоциональных; четыре холархических уровня трансцендентальных переживаний: D) транстемпоральных ценностно-смысловых рефлексивных; C) транслокальных проблемно-концептуальных; B) транс-формативных ситуативно-конструктивных; A) трансэргичных архетипических пережи-ваний душевной энергии. В системе координат интенциональной и трансцендентальной размерностей построена структурно-динамическая модель 16 типов образовательных позиционных стратегий. Выделен профиль креативного потенциала индивидуального образовательного про-странства студента университета, образуемый резонансом интенциональных тенденций и трансцендентальных уровней в смысловых переживаниях (Aa), (Bb), (Cc), (Dd). Именно в этих «акупунктурных точках» встречи с новым рождаются пиковые пережи-вания: катарсис, импринтинг, экстаз, инсайт. Установлено, что такие пиковые переживания чаще возникают в проблемно-дискуссионных группах коллективного творчества. Представленные подходы, модели и методики легли в основу проекта гармонизации индивидуальных образовательных траекторий студентов в пространстве креативных миров университета.
Тип: статьи в журналах
Источник: Сибирский психологический журнал. 2023. № 89. С. 28-43