Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Модальный подход в психологии и модальная психология

Дата публикации: 2023

Дата публикации в реестре: 2023-12-05T16:21:53Z

Аннотация:

Актуальность. В связи с новыми вызовами времени, одним из которых является доми-нирование целостности над системностью, необходим пересмотр существующей научной психологии. В статье рассматривается проект развития новой, модальной психологии, соответствующей постнеклассическому типу научной рациональности. Проблемати-зация. Для выявления противоречий автор конкретизирует основные существующие направления развития отечественной психологии, выделяя их ограничения и возмож-ности. Относительно деятельностного подхода автор призывает к пересмотру границ и очищению от подмены понятий. В культурно-историческом подходе усматривается потенциал для модальной психологии. Культурно-деятельностное направление поддер-живается в рамках развития обучения. Сделан вывод о необходимости новой психоло-гии, развиваемой на фундаменте культурно-исторической психологии. Цель статьи – раскрыть общность культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и критиче-ской онтологии Н. Гартмана для выделения основ построения модальной психологии. Применяется аналитический метод: выделение общего и частного, сравнение, обоб-щение и систематизация. Для анализа привлечено более 70 источников. Результаты. В исследовании существующих отечественных фундаментальных подхо-дов в психологии автор раскрывает культурно-историческую психологию (КИП) как постнеклассическое научное знание и выстраивает параллели с критической онтологией Н. Гартмана для обоснования встроенности КИП во всеобщую онтологию. Для проекта модальной психологии вводится базовое различение: модальный подход и модальная психология. Автором принимается метод Л.С. Выготского – построение психологии из «точки извне». Этот метод переносится на модальную психологию, для которой опорой служит «точка» в качестве философии. Выделяется два пути построения модальной психологии: «снизу» и «сверху», и показывается, что каждый имеет исток и не является завершенным. На примере собственных исследований рефлексии автор подтверждает возможность построения модальной психологии путем «сверху вниз». Основные вы-воды: 1) единая методологическая платформа взглядов Л.С. Выготского и Н. Гартмана в вопросах онтологии реальности, метода исследования целого, отношения к личности; 2) концепции восприятия, сознания, личности, мышления, в которых применяется понятие «модальность», являются потенциалом для развития модального подхода и модаль-ной психологии; 3) во всем многообразии применения понятия «модальность» в психо-логии определенно выделяется два пути построения модальной психологии – один «снизу вверх», когда модальности восприятия не исчезают и объективируются в выс-ших психологических функциях, другой «сверху вниз», из «точки извне», данной фи-лософией, когда применяются для анализа онтические модальности необходимого, возможного, действительного и их противоположности; 4) автор определяет культурно-историческую психологию в качестве фундамента построения модальной психологии «сверху вниз», аргументируя в данной статье сходством методов анализа с помощью «единиц анализа целого» (Л.С. Выготского) и модального анализа (Н. Гартмана).

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2023. № 87. С. 6-35


Связанные документы (рекомендация CORE)