Дата публикации: 2023
Дата публикации в реестре: 2024-07-01T17:20:57Z
Аннотация:Рассматриваются возможности применения ментальных карт в формировании профессиональной лексической компетенции будущих врачей. Дан- ная технология позволяет: а) повысить мотивацию будущих врачей в изучении про- фессиональной лексики иностранного языка; б) запоминать большой объем инфор- мации и логически его структурировать; в) визуализировать и систематизировать лексический материал по медицинской тематике; г) корректировать знания обуча- емых в определенной области и определять причины затруднений. В качестве теоретико-методологической стратегии исследования предлага- ется личностно-деятельностный подход, который дополнен концепцией кон- текстного подхода А.А. Вербицкого. Ментальные карты, разработанные авто- рами, основаны на принципах коммуникативно-когнитивного подхода. Феде- ральный государственный образовательный стандарт высшего образования поко- ления 3++ предусматривает развитие универсальных компетенций, в частности УК-4, т.е. обучающийся способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе и на иностранном(ых) языке(ах). Следовательно, в про- цессе обучения в высшем учебном заведении будущие врачи должны овладеть универсальными методами, которые позволят им успешно общаться с иноязыч- ными коллегами, понимать зарубежных партнеров и обмениваться результатами профессиональной деятельности. Представлено теоретическое описание ментальных карт («кьюбинг», мысли- тельные карты, интеллект-карты), возможности их применения в контексте техно- логий обучения в современной системе медицинского образования. Обосновано значение данной технологии как эффективного средства для запоминания меди- цинских терминов, структурирования информации на иностранном языке, деталь- ного анализа особенностей лексического материала. Определены сферы общения профессиональной деятельности будущих врачей и выделены наиболее важные темы для изучения на иностранном языке. Французская медицинская терминология базируется на греческих и латинских терминоэлементах, являющихся высокопро- дуктивным инструментом словообразования. Префиксация представляет собой один из наиболее частотных способов словоообразования, что обусловливает важность изучения семантической роли префиксов. Добавление или изменение префикса способно изменить или уточнить основное значение слова. Для создания учебных ментальных карт авторы предлагают (T. Buzan, L. Carlier, J. Meiling) следующие компоненты: основная идея или цель исследова- ния (изучения материала), вторичные (и последующие) идеи, связи между ком- понентами, иллюстративный материал, цветовой раздражитель и другие, соответ- ствующие тематике изучаемого материала. На занятиях по иностранному языку в МГМСУ им. А.И. Евдокимова на лечебном и стоматологическом факультетах используются учебный портал MedSpace, автоматизированной системы управле- ния Tandem, информационный полнотекстовой ресурс Medline full text, электрон- ные учебники, электронно-библиотечная система «Консультант студента». Опре- делен алгоритм работы с ментальными картами, включающий в себя четыре ос- новных этапа, каждый из которых может содержать дополнительные ступени: информационно-ознакомительный (организация работы с изучаемой темой), тех- нологический (работа с элементами ментальной карты, их осмысление, обсужде- ние и запоминание), процессуальный (коррекция ментальной карты), итоговый (дискуссия по аутентичным текстовым фрагментам, содержащим изученные лек- сические структуры и их обсуждение). При работе с ментальными картами были использованы тандем-метод и метод «S.G.» или «Les simulations globales (глобальные симуляции)», поскольку практи- ческие занятия в медицинском вузе проводятся с использованием симуляционных технологий (имитация профессиональной деятельности), муляжей и фантомов, имитаторов звуков (шумов), наглядных информационных материалов. Студент сам определяет свое речевое и неречевое поведение в соответствии с ситуацией: драма- тизация (преподаватель обговаривает тему дискуссии, и будущие медики создают коммуникативный акт), скетч (диалог готовится студентами дома по той теме и с теми персонажами, которые были определены преподавателем), ролевая игра (им- провизация диалога обучающимися на определенную тему). Целесообразность использования ментальных карт на занятиях по иностран- ным языкам в МГМСУ им. А.И. Евдокимова находит свое подтверждение в про- веденном авторами эксперименте. Для его проведения были определены следую- щие устные и письменные задания: скетч, анализ клинического случая, реферат, дискуссия, симуляционная ситуация. Результаты их были обработаны с помощью методики сравнения средних величин t-критерия Стьюдента с использованием математико-статистического инструментария программы IBM SPSS Statictics 26. На завершающем этапе разработана анкета, показывающая соотношение верно выполненных заданий и общего количества вопросов. Данные, полученные при анализе ответов обучающихся на вопрос о развитии личностных качеств при ис- пользовании ментальных карт, свидетельствуют о том, что описанная технология демонстрирует широкий комплекс возможных методов для развития языкового мышления как в сфере анализа терминоэлементов, так и в использовании ее для любого этапа работы с лексическими компетенциями. Отмечена эффективность использования ментальных карт для формирования лексических компетенций в ситуациях профессионального общения, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка в сфере профессиональной компетенции.
Тип: статьи в журналах
Источник: Язык и культура. 2023. № 64. С. 103-122