Статья посвящается 200-летнему юбилею со дня рождения Владимира Васильевича Стасова (1824-1906), известного русского историка, юриста, критика, государственного деятеля, под авторитетным мнением которого сформировались многие идеи искусства и науки эпохи Серебряного века русской культуры. В качестве материалов использованы биографические и искусствоведческие работы о личности Стасова, а также некоторые из его собственных критических трудов. Методологическую основу составляют историографический метод, методы классификации и синтеза. Получив хорошее юридическое образование и достигнув успехов на поприще правоведческой науки, Стасов с молодости увлекался и искусством. Как композитор он не состоялся, зато нашел применение своим талантам в сфере критики, музыки, литературы, живописи, истории. Помимо научной работы, Стасов был активным общественным и государственным деятелем, дослужился до звания тайного советника, был одним из ведущих сотрудников Императорской Публичной библиотеки, членом общества Императорской Академии художеств, почетным академиком Петербургской академии наук, идеологом движения передвижников и «Могучей кучки». Научное наследие Стасова включает в себя много публикаций по истории права, искусствоведению и общественной жизни России. Труды его продолжают оставаться актуальными и востребованными в современной науке, а нестандартный взгляд на очевидное и способность мыслить нетривиально позволили занять его имени почетное место в ряду великих русских ученых и мыслителей.