В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи ментальных репрезентаций различных психических состояний и когнитивных процессов. Были изучены оценочные характеристики состояний радости, печали, гнева, заинтересованности, расслабленности, симпатии, волнения, вдохновения и утомления. В качестве когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов были изучены свойства восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления. Установлено, что во взаимосвязи когнитивных процессов и ментальных репрезентаций психических состояний существуют ведущие элементы, которые зависят от близости состояний друг к другу (по интенсивности, содержанию, знаку). Показано, что в наибольшей степени когнитивные процессы связаны с ментальными репрезентациями познавательного состояния вдохновения, а в наименьшей - с гневом.