Среди вызовов современной действительности, требующих осмысления и оперативных
действий, особое место занимает проблема сохранения самобытности культур. Национально-
культурная идентичность в условиях глобализирующегося мира оказывается под угрозой, что
актуализирует исследования механизмов, обеспечивающих ее жизнеспособность. Миссию
художественно-образного воплощения и утверждения культурной самобытности берет
на себя кинематограф. Однако практика киноискусства показывает, что отстаивать
национальные (институциональные, экономико-производственные и художественные)
интересы приходится в достаточно жестких условиях. В основе содержания данной статьи
попытка выявить факторы, затрудняющие либо обусловливающие комфортные возможности
самоопределения кинематографий стран Европы. С этой целью рассматриваются основные
этапы развития европейского кинопространства в контексте сложного противостояния
унификационных тенденций и стремления к сохранению специфики национального кино. Итоги
анализа кинопроцесса первой пол. XX в. (базирующегося на экономических приоритетах и
голливудской гегемонии), а также противоречивых тенденций второй пол. XX в., вызванных
социокультурными проблемами «Общеевропейского дома», позволяют указать на
эффективность усилий самоопределения национальных кинематографий