В статье изложены данные о современном состоянии топливной экономичности отечественных и зарубежных многооперационных лесозаготовительных машин. В частности, для сопоставимых условий работы проводится сравнение топливных затрат харвестеров Komatsu, Ponsse, HSM и Silvatec. Даются сведения о гидравлических насосах, устанавливаемых на белорусскую технику. Указывается, что топливная экономичность отечественных машин ниже в сравнении с зарубежными аналогами. В качестве причины такого расхождения и предмета дальнейшего исследования рассматривается наличие либо отсутствие систем управления, способных производить совместное, адаптивное регулирование элементов привода: двигателя и гидравлического насоса. Указывается, что в качестве исходных данных для регулирования таких систем следует использовать показания датчиков харвестерной головки, а в качестве целевой функции регулирования – расчетное значение энергетического потенциала машины при данных показаниях. Отдельно рассматривается функционирование персептивной системы управления харвестерами «Амкодор» и приводятся данные о вариантах дальнейшего развития приводов лесозаготовительных машин, основанных на рекуперации энергии движения предмета труда в пространстве. Описываются зависимости изменения энергопотребления манипулятора и харвестерной головки в различных условиях эксплуатации, а также результаты анализа энергетического потенциала харвестеров для различных режимов работы и способов выполнения отдельных операций. В заключении приводятся конкретные рекомендации по использованию результатов исследования для эксплуатации харвестеров «Амкодор-2551» в лесоэксплуатационных условиях Республики Беларусь.