Живопись в прозе А.П. Чехова : специальность 10.01.01 "Русская литература" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению
отношений живописной семиотической системы с литературным текстом как
интермедиальному явлению и приёмов живописи как средству организации
текста в прозе А.П. Чехова. В диссертации представлен системный анализ
вопросов присутствия живописи в прозе А.П. Чехова и отношениям между этими
семиотическими системами. Техника А.П. Чехова, с помощью которой
литературный текст становится явлением интермедиальным, синтезируя в себе
знаковые системы живописи, опирается на экфрасис (явление межсемиотических
переходов). Актуальность работы обусловлена растущим интересом к медиа
теориям и синтезу различных видов искусства в рамках одного литературного
произведения, а также экфрасису. В диссертации проанализированы примеры, из
которых видно, как для Чехова-прозаика характерно постоянное обращение к
переводу изображаемого (живописного) в словесное. Экфрасис, как приём
интермедиальной поэтики, становится стратегией авторской техники письма и
постоянной практикой писателя.