В статье анализируется рассказ нижегородского периода творчества М. Горького «Наваждение», которому в филологических работах уделялось мало внимания. С одной стороны, сам автор определил его жанр — святочный рассказ, с другой стороны, это произведение нельзя поставить в один ряд со святочными рассказами и повестями Н. Гоголя, Ф. Достоевского, поскольку у Горького чуда не происходит. Однако небольшой по объему текст все-таки заслуживает внимания литературоведов: в рассказе особый интерес вызывает парадокс художественного пространства и времени — внешне действие разворачивается в пределах одной комнаты, на диване, но внутренние переживания героя, конфликт с alter ego переносят нас в далекое прошлое, рождественские дни семьи главного героя, и тогда имагинация, видение, посетившие Фому Мироновича, выходят на первый план и становятся сюжетообразующим элементом. Форма подачи материала (наваждение, сон, морок) типологически схожа со структурой быличек, в которых повествуется о встречах человека с явлениями «того света». Результаты исследования могут быть интересны как литературоведам, так и культурологам. Возможно их использование в курсах по истории русской литературы XX века.