Целью исследования было изучение когнитивных реакций российских и иностранных студентов, обучающихся в РФ (г. Москва), на ряд вопросов социального и политического свойства. Тестировались представления, чувства, настроения, воображение, способности к реакции в ответах на нестандартные, выходящие далеко за пределы предметного содержания и формализованных университетской системой обучения и воспитания вопросы. Их содержание касалось тех сфер и предметов, которые широко обсуждается в информационном пространстве и падают на еще неокрепшие, но пылкие умы. И являются реакцией нового поколения студентов на обстоятельства и условия их включенности в понимание будущего и настоящего Российской Федерации, их предпочтений в определении лучшей страны мира, по отношению к политикам-лидерам, институтам государства и общества. Результаты нашего исследования показали, что 71,5% респондентов, российских студентов, переехали бы или возможно переехали бы жить в другую страну. И только 20,5% не переехали бы, или не переехали бы ни при каких условиях. Столь же существенная разница между нашими данными и данными других источников, отечественных и зарубежных, по таким вопросам, как: «каким институтам государственного и общественного устройства РФ вы доверяете больше?»; «какому президенту (главе государства) вы доверяете больше?». И по другим вопросам, на которые отвечали российские и иностранные студенты. Какими бы пугающими эти данные не были для официоза, какой бы, на первый взгляд, они не наносили ущерб репутации и имиджу России, и как бы не критически, с долей недоверия относиться к полученным результатам опроса, мы посчитали должным внимательно к ним отнестись, тщательно их проанализировать. И предложили свою версию анализа и объяснения, дискуссионную, по существу. Совокупность результатов исследования является основанием для обновления не столько актуальной, сколько концептуальной сущности понимания происходящего, особенно для тех структур, тех субъектов общественно-политического процесса, которые занимаются формированием молодежной политики, анализом динамических изменений сознания и поведения современного поколения молодежи и студенчества.